Новый порядок обращения с ТКО

24.12.2018 г.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года нового порядка по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Служба строительного надзора и жилищного контроля разъясняет основные вопросы, связанные с условиями предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также с порядком начисления гражданам платы за такую коммунальную услугу.

Общие положения при новых условиях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами:

  • нормативная правовая база, регулирующая порядок обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • порядок начисления платы за коммунальтную услугу по обращению с ТКО:
    • предоставление КУ ТКО временно проживающим потребителям;
    • случаи изменения размера платы потребителей за КУ ТКО;
    • порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения.

Нормативная правовая база, регулирующая порядок обращения с твердыми коммунальными отходами

В соответствии с частью 20 статьи 12 Федерального закона №176-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон №458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами:

  • жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ): ч 5 ст 30, ч 4 ст 154, ч 1 ст. 157, ст 157.2, ч 6.2 ст 155, ст 161, ч 2 ст 164;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-Ф3 «Об отходах производства и потребления»;
  • правила по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее — Правила №1156);
  • правила предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее — Правила №354)

Под обращением с ТКО понимаются: сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

  • собственник жилого помещения;
  • собственник нежилого помещения;
  • собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Данная обязанность за собственником закреплена частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее—ЖК РФ).

Регулирование отношений по обращению с ТКО между участниками таких отношений осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016  №1156 (далее - Правила №1156).

Пунктом 4 Правил №1156 установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

ВАЖНО:
Участниками отношений по обращению с ТКО в соответствии с положениями действующего жилищного законодательства выступают:

  • региональный оператор по обращению с ТКО;
  • органы местного самоуправления субъекта РФ;
  • управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выступающие от имени собственников жилых помещений - потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО;
  • потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы не вправе отказаться от заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением установленных статей 157.2 случаев (ч. 12. ст. 161 ЖК РФ). Данные организации, которые получают плату за данную коммунальную услугу расчеты за оказанную услугу осуществляют с региональным оператором по обращению с ТКО.

ВАЖНО:
Статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ урегулирован порядок и условия перехода на непосредственные договорные отношения потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО с исполнителем услуги (региональным оператором) по обращению с ТКО.

Положениями указанной статьи ЖК РФ определены условия расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО:

  • в случае принятия собственниками решения о переходе на непосредственные договорные отношения с региональным оператором;
  • условия расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами;
  • условия одностороннего отказа от исполнения такого договора;
  • условия заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО между исполнителем коммунальной услуги (региональным оператором и потребителем).

ВАЖНО:
Лица, выступающие исполнителями коммунальных услуг и определенные пунктом 148(3) Правил №354 (региональный оператор по обращению с ТКО, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выступающие от имени собственников жилых помещений - потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО) приступают к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО не ранее даты начала вывоза ТКО по соответствующему договору, заключенному с региональным оператором.

Предусмотрено 2 вида договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и потребителем:

  • письменный договор, не противоречащий требованиям нормативно правовых актов, регулирующих порядок и условия обращения с ТКО (указ. на стр. 1);
  • путем совершения конклюдентных действий (фактическое оказание услуги и обязательство по их оплате).

ОтмечаемВ случае отсутствия письменного договора, заключенного потребителями с исполнителем коммунальной услуги или несоответствия письменного договора потребителям Правил №354‚ такой договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими правилами, в том числе путем совершения конклюдентных действий (п. 148(2) Правил №354).

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями, подлежащими отражению, утверждена в Правилах №1156.

Служба также обращает внимание, что порядок и условия заключения письменных договоров на оказание услуги по обращению с ТКО, сроки установленные при заключении таких договоров определены разделами 148(14)-148(21) Правил №354.

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Нормативный документ, регулирующий порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (далее - КУ ТКО) - Правила №354.

Согласно п. 2 Правил №354:

  • «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
  • «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Порядок расчета платы за КУ ТКО потребителей в жилых помещениях на территории Красноярского края с 01.01.2019 (п. 148(28) и 148(30) Правил №354):

- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

 - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

 - тариф на КУ ТКО.

Плата для потребителей,проживающих в общежитиях квартирного типа рассчитывается аналогично.

Порядок расчета платы за КУ ТКО потребителей, проживающих в комнатах в коммунальной квартире, в том числе, для потребителей, проживающих в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (п. 148(31), 148(32) Правил №354):

 - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнете (комнатах) в i-й коммунальной квартире;

 - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире.

ВАЖНО:
коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды (п. 148(29) Правил №354).

Нормативы накопления ТКО для каждой из территорий Красноярского края утверждены Приказом от 19 декабря 2017 г. №1/1934-од (далее — Приказ №1/1934-од).

Нормативы накопления ТКО для г. Красноярска:

  • 0,07 м3/чел. в месяц для многоквартирных домов;
  • 0,11 м3/чел. для жилых домов.

Тарифы на КУ ТКО для г. Красноярска:

  • для регионального оператора ООО «Красноярская рециклинговая компания» (технологическая зона - Красноярск-Левобережная) - 1139,18 руб./м3;
  • для регионального оператора ООО «Ростех» (технологическая зона — Красноярск-правобережная) - 1250,12 руб./м3.

Таким образом, для жителей г. Красноярска ежемесячная плата за КУ КТО составит:

  • на левом берегу г.Красноярска - 79,74 руб./чел. в месяц для жителей многоквартирных домов, и 125,31 руб./чел. в месяц для граждан, проживающих в жилых домах;
  • на правом берегу г. Красноярска — 87,51 руб./чел. в месяц для жителей многоквартирных домов, и 137,51 руб./чел. в месяц для граждан, проживающих в жилых домах.

По другим технологическим зонам Красноярского края плата населения за услуги в области обращения ТКО составит от 63,39 руб. до 124,39 руб. на одного человека в месяц в многоквартирных домах и от 99, 61 руб.‚ до 199,93 руб. в жилых домах.

Предоставление КУ ТКО временно проживающим потребителям

Плата за КУ ТКО, предоставленная временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57, 57(1) и 58 Правил №354.

Исполнитель вправе составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении в порядке определенном пунктом 56(1) Правил №354.

При ‚отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148(36) Правил №354)

Случаи изменения размера платы потребителей за КУ ТКО

1. Перерасчет платы за КУ ТКО в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении (п. 1480(44) Правил №354) - исполнителем производится перерасчет платы за КУ ТКО по письменному заявлению потребителя в порядке, установленном разделом VIII Правил №354 (пункты 86-97).

ВАЖНО:
В силу того, что начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из норматива потребления, составление и предоставление в соответствии с пунктом 86 Правил №354 акта об отсутствии технической возлложности установки прибора учета не требуется.

2. Перерасчет платы потребителя за КУ ТКО в связи с предоставлением такой услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 148(45) Правил №354) - исполнителем производится перерасчет платы за КУ ТКО в соответствии с требованиями, указанными в Приложении №1 к Правилам №354 в соответствии с разделом IХ Правил №354 аналогичным образом, как для иных коммунальных услуг.

Плата за КУ ТКО может быть уменьшена вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Установление факта предоставления КУ ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающпми установленную продолжительность, осуществляется в соответствии с разделом Х Правил №354 аналогичным образом, как для иных коммунальных услуг.

Порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения

Согласно ч. 8.1. ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за КУ ТКО стоимость услуг по сбору вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ВАЖНО:
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющие организации в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания КУ ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

ВАЖНО:
Стоимость работ по содержанию мест накопления ТКО, которые входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, не должны исключаться из платы за содержание жилого помещения, начиная с месяца начала оказания РО по обращению с ТКО соответбгвующей коммунальной услуги, если такие места накопления ТКО входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Права и оязанности исполнителя КУ КТО установлены п. 148(22)148(23) Правил №354.

Права и обязанности потребителя КУ КТО установлены п. 148(24)148(25)148(26) Правил №354.